Ответы Т.П. Хлоповой на вопросы специалистов УО Краснодарского края по инклюзивному образованию

1. Дистанционное образование
Много вопросов возникает в связи с организацией дистанционного обучения детей-инвалидов. Они касаются его финансирования, оснащения.
В нашем крае в 2009 году в рамках приоритетного национального проекта «Образование» начали создаваться условия для дистанционного образования детей-инвалидов. На эти цели по подпрограмме «Дети-инвалиды» краевой целевой программы «Дети Кубани» до 2013 года выделено свыше 7 млн. рублей.
Оснащение ученических рабочих мест планируется осуществить   в марте 2010 года.
Создан Центр дистанционного образования, действующий в структуре Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического  образования и обучающий детей-инвалидов по программам дополнительного образования.
В структуре Центра функционируют 3  отдела:
- учебно-методический отдел;
- отдел психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности;
- отдел научно-технического сопровождения дистанционного образования.
На первом этапе дистанционное обучение будет осуществляться как дополнительное образование детей-инвалидов, обучающихся по домашней форме обучения. Оно ориентировано на расширение и углубление знаний ребенка по отдельным учебным предметам с учетом его интересов и склонностей. Но будет продолжено и обучение детей на дому силами педагогов школ.
В первую очередь уделено внимание детям с нарушением опорно-двигательного аппарата, так как это 42% от всех нуждающихся в организации дистанционного обучения детей-инвалидов, обучающихся на дому. Они лишены возможности самостоятельного передвижения, а потому  наиболее изолированы от внешнего мира.
В 2010 году по проекту будет оборудовано 74 ученических рабочих места (для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата), обеспеченных  скоростным неограниченным Интернетом.
 2. Кто будет обучать детей-инвалидов дистанционно?
На I этапе обучать детей в дистанционном режиме будут 15 учителей, имеющих высшую квалификационную категорию. Эти педагоги пройдут специальную подготовку по применению информационных технологий в обучении детей-инвалидов на базе Центра образования «Технологии обучения» (г. Москва).
Кроме того, сотрудники отдела психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности Центра наладят тесное взаимодействие с обучающимися, их родителями, обеспечат им морально-психологическую поддержку. В планах специалистов - выезды в территории, очные контакты с детьми и родителями, а также тесное взаимодействие с педагогами общеобразовательных учреждений, в том числе и базовых школ.
3. Каким образом будет осуществляться обучение педагогов и координаторов инклюзивного образования?
Департаментом образования и науки разработан план развития инклюзивного образования в Краснодарском крае на 2009-2010 учебный год. В соответствии с ним будут проведены краевые совещания и семинары по учебно-методическому и психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного образования. На эти мероприятия будут приглашаться специалисты муниципальных органов управления образованием, курирующие вопросы обучения и воспитания детей-инвалидов, руководители, педагоги и специалисты психолого-педагогического сопровождения базовых школ края. Кроме того, предусмотрена разработка методических рекомендаций для учителей-предметников, осуществляющих обучение детей-инвалидов, и для специалистов психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, в том числе обучающихся на дому.
4. Готово ли общество к введению инклюзивного образования (стереотипы восприятия, готовность школьной инфраструктуры, методической базы и специалистов)
Организация инклюзивного образования включает в себя ряд условий, соблюдение которых убедительно докажет перспективность и значимость этого направления. Имеются в виду как технические условия организации беспрепятственного доступа детей-инвалидов в образовательные учреждения, так и вопросы содержания обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время в 269 образовательных учреждениях края созданы условия для беспрепятственного доступа детей-инвалидов. Хочется отметить, что есть районы, в которых руководство проявило дальновидность, своевременно и оперативно позаботилось о том, чтобы в образовательных учреждениях появились элементарные технические приспособления для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В списке лидеров – Курганинский район, в котором все школы и детские сады оборудованы пандусами. В городе Горячий Ключ оборудованы пандусами все школы, в Абинском районе – 96%, в Сочи – 67%, в Крыловском районе – 60 %, в Ленинградском районе – 52 %, 34% школ оборудовано пандусами в Выселковском районе.
Помимо этого, определены 44 (в каждом муниципальном образовании) базовые школы для организации обучения в них детей-инвалидов. В 36-ти из них уже построены пандусы, реконструированы входы и пути движения, переоборудованы или приспособлены для посещения ребенка-колясочника санитарно-гигиенические комнаты.
Но, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в общеобразовательные школы, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ОВЗ. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение ребенка-инвалида, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах, основанный на понимании проблем, нужд и чаяний ребенка-инвалида и на желании ему помочь.
Необходимо усилить просветительскую деятельность в этом направлении, пропагандировать возможности и достижения детей-инвалидов, расширять их социальные контакты и, конечно же, всемерно помогать детям - корректно, тактично, не ущемляя их достоинства.
5. Примеры позитивного опыта социализации детей с ОВЗ в образовательных учреждениях
Специалисты департамента образования и науки часто выезжают в семьи детей-инвалидов и единодушно отмечают, что и дети, и их родители очень позитивно настроены на общение с окружающим миром, дружелюбны, готовы к сотрудничеству. Вот несколько примеров.
Белогурова Анастасия учится в 8 «А» классе школы № 6 г. Краснодара на «хорошо» и «отлично». Она – инвалид-колясочник. Форма обучения -  надомная, т.к. в школе нет беспрепятственного доступа. Девочка 2 года занимается в художественной школе.
Воспитывается в дружной семье, состоящей из 5 человек, в атмосфере любви и взаимопонимания.
Настя очень доброжелательная, целеустремленная девочка с активной жизненной позицией, дружит со сверстниками, мечтает о профессии дизайнера или архитектора.
В ее жизни существует одна серьезная проблема, которую ни она, ни ее семья не могут решить самостоятельно – это отсутствие возможности посещать  школу, полноценно и активно общаться со сверстниками и педагогами. Сейчас, когда Настя включена в проект по дистанционному обучению детей-инвалидов, эта ситуация в корне изменится.
Маркарян Самвел  учится в 3 классе школы № 24 г. Краснодара на «хорошо» и «отлично». Мальчик не может находиться даже непродолжительное время  в вертикальном положении без опоры. Поэтому он сначала передвигался с помощью костылей, а сейчас - с помощью трости.
Самвел воспитывается в дружной многодетной семье, в которой он окружен заботой и вниманием родителей и сестер. Мальчик очень общителен, отзывчив на внимание и доброе отношение к нему со стороны окружающих. Его увлечения характерны для мальчишек его возраста: мультфильмы, компьютерные игры, занятия со сверстниками. Самвел увлечен научно-популярной и художественной литературой, с удовольствием готовит доклады на различные темы, принимает активное участие в предметных олимпиадах. Мальчик вместе с мамой сочиняет стихи и с удовольствием их декламирует. Его способности неоднократно были отмечены грамотами школы. 
Родители Самвела и он сам очень тепло отзываются о педагогическом и ученическом коллективах школы № 24, которые с пониманием относятся к проблемам ребенка и постоянно поддерживают его.
В качестве положительного примера можно привести создание специальных условий для обучения ребенка-инвалида Ковалевой Нины в школах № 70 и № 83 г. Краснодара. Девочка проживала в поселке Гидростроителей и посещала школу № 70, где директором была проявлена инициатива по строительству пандуса для инвалидной коляски Нины. Девочка успешно обучалась, с удовольствием общалась с одноклассниками. Воспоминания об учебе в школе № 70 были, по словам Нины, самыми яркими и счастливыми в ее жизни. По окончании начальной школы семья девочки переезжает в пос. Знаменский, и Нину определяют в школу № 83 Комсомольского микрорайона. Администрация школы с пониманием относится к проблеме ребенка и оперативно за несколько дней до начала нового учебного года оборудует пандус и переводит классную комнату, где будет учиться Нина, на 1 этаж.  Девочка, которая больше всего не хотела оставаться дома, теперь с удовольствием и успешно учится  в новой школе. Она также включена в проект дистанционного обучения.
Таких примеров у нас, к счастью, немало, и они не могут не радовать.
 6. Будет ли в крае организована Школа для родителей детей-инвалидов?
О необходимости тесного взаимодействия семьи и школы мы говорим очень часто. И это неслучайно. Невозможно переоценить степень участия в судьбе ребенка его родителей. Родители детей-инвалидов – особая категория взрослых. Им в первую очередь необходимы конструктивная помощь, дельный совет и морально-психологическая поддержка. Понять и научить – вот главные задачи Школы для родителей детей-инвалидов. Создавать их необходимо в каждом муниципальном образовании. Организовывать и курировать деятельность этих Школ должны муниципальные ПМПК и ППМС-центры. Школы для родителей должны находиться в базовых школах и (или) в территориальных ПМПК.
На базе Центра диагностики и консультирования Краснодарского края на протяжении нескольких лет уже действует такая Школа. С этого года  в связи с расширением деятельности центра - оказание ранней помощи детям (от 0 до 3-х лет) и  сопровождение инклюзивного образования - Школа преобразована в Университет для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. На его базе открыты  школы: «Кроха» (для родителей детей от 0 до 3-х лет), «Разноцветный мир» (для родителей детей с нарушение зрения), «Мир звуков» (для родителей детей с нарушением слуха), «Раз ступенька, два ступенька» (для родителей детей с нарушением интеллекта). В настоящее время услугами Университета пользуются              30 семей, имеющих детей-инвалидов. Информация о деятельности Университета размещена на сайте www.gou- center.ru.
            7. Об организации на базе муниципального образовательного учреждения психолого-педагогического и медико-социального центра групп кратковременного пребывания для детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями центральной нервной системы «Особый ребенок»
На основании Типового положения о дошкольном образовательном учреждении  и в соответствии с приказом департамента образования и науки Краснодарского края от 9 июля 2002 года № 01.8/1198 «Об утверждении временных положений вариативных форм дошкольных образовательных учреждений в Краснодарском крае» группа «Особый ребенок» открывается на базе дошкольного учреждения при наличии необходимых санитарно-гигиенических условий. На эту группу распространяется статус группы компенсирующего вида.
На базе психолого-педагогического и медико-социального центра дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды получают образовательные услуги через группы кратковременного пребывания, индивидуальные занятия, консультирование. Эта деятельность осуществляется при наличии у психолого-педагогического и медико-социального центра лицензии на образовательную деятельность.
8. Разработка программ по ранней диагностике и коррекции (в доречевой период) с целью предупреждения инвалидности.
Такие методики уже разработаны. Это программы по ранней диагностике Ю. А. Разенковой, кандидата педагогических наук, ведущего научного сотрудника Института коррекционной педагогики Российской Академии образования «Логопедическое обследование ребёнка первого года жизни» (2001г.) и «Методика выявления значимых раздражителей для  стимулирования гуканья, гуления и лепета»;
Е. А. Стребелевой, доктора педагогических наук, заведующей лабораторией дошкольного воспитания детей с проблемами в развитии НИИ коррекционной педагогики Российской Академии образования  «Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): ранняя диагностика умственного развития» (2001г.).
Существуют также программы по ранней коррекции Ю. А. Разенковой «Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребёнка. Методические рекомендации» и «Воспитание и обучение детей в доме ребенка» Министерства здравоохранения СССР (1987).
9. Виды   деятельности специалистов психолого-педагогического и медико-социальных центров по организации работы с детьми-инвалидами
Для своевременного выявления проблем в развитии и оказания адекватной помощи во всех 44 муниципальных образованиях края созданы и активно действуют  территориальные психолого-медико-педагогические службы:14 ППМС - центров, 5 ПМПК, действующих на постоянной основе; 25 временных ПМПК. 
Психолого-медико-педагогические центры и комиссии максимально приближены к месту жительства семьи и организованы с учетом экономических возможностей муниципальных образований и местных условий, что позволяет  оказывать своевременную помощь детям с особыми образовательными потребностями  и их семьям.
Они обеспечивают раннюю комплексную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. Специалисты центров осуществляют  также комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей, разрабатывают индивидуальные программы с целью коррекции имеющихся проблем в развитии; проводят коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные, групповые), тренинговые занятия; организуют работу Школ для родителей, имеющих детей с особыми потребностями; обеспечивают их консультативной поддержкой; публикуют в периодических изданиях полезную практическую информацию.
10. Направления психолого-педагогического  сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов
Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов является важнейшей составляющей инклюзивного образования. Оно включает в себя профилактику, диагностику (индивидуальную и групповую (скрининг); консультирование (индивидуальное и групповое); развивающую работу (индивидуальную и групповую); коррекционную работу (индивидуальную и групповую); психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей; экспертизу образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений.
11. Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов
Чтобы поддержать ребенка с ограниченными возможностями здоровья и укрепить его самооценку, необходимо сосредоточиться на позитивных сторонах и преимуществах ребенка, помочь ему поверить в себя и свои способности, создавать вокруг него доброжелательную атмосферу,  нейтрализовать неудачи.
С целью коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств у детей с ограниченными возможностями здоровья используют арт-терапию, музыкотерапию, маскотерапию, игротерапию, сказкотерапию, песочную терапию и другие восстановительные методы.
При работе с такими детьми следует эффективно использовать оборудование сенсорной комнаты. Интерактивное оборудование позволяет формировать у них ориентировочные навыки, активный поиск цели, которая подкреплена различными аудиальными, визуальными и тактильными ощущениями.     
12. Каким образом решается вопрос подготовки специалистов «нового поколения» в вузах и ссузах Краснодарского края для работы с детьми-инвалидами (учителя, работающие с детьми-инвалидами по проекту дистанционного обучения, персональные наставники детей-инвалидов)?
Подготовка специалистов, способных организовать и реализовать инклюзивное образование детей-инвалидов, осуществляется в Славянском-на-Кубани государственном педагогическом институте, Армавирском государственном педагогическом университете, Кубанском государственном университете, Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма, Краснодарском государственном университете культуры и искусств, Сочинском государственном университете туризма и курортного дела, Краснодарском краевом институте дополнительного профессионального педагогического образования, Ейском и Краснодарском педагогических колледжах в различных формах обучения: дневном, заочном обучении и получение дополнительного профессионального образования.
Вузы реализуют программы подготовки и переподготовки:  «Педагогика и психология», «Сурдопедагогика»,  «Олигофренопедагогика», «Специальная дошкольная педагогика и психология» (квалификация – педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии), «Логопедия», «Социальная педагогика», «Адаптивная физическая культура»; ссузы – «Специальное дошкольное образование».
За последние два года по программам «Педагогика и психология», «Сурдопедагогика», «Олигофренопедагогика» прошли переподготовку 295 работников образования.
Кроме того, в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» (подпрограмма «Дети-инвалиды»)  прошли повышение квалификации 55 специалистов по темам «Методика и технология социально-педагогического сопровождения детей-инвалидов, детей-подростков с ограниченными возможностями», «Использование современных технологий, методик в работе по обучению родителей, воспитывающих детей-инвалидов, методам и приемам самостоятельного проведения реабилитации».
Краснодарским краевым институтом дополнительного профессионального педагогического образования подготовлены преподаватели для обучения педагогов работе с детьми-инвалидами в дистанционном режиме.
13.  Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования и интегрированное (инклюзивное) образование
В вузах и колледжах Краснодарского края в настоящее время обучаются 837 студентов-инвалидов.
Учебный процесс осуществляется в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего и среднего профессионального образования. При обучении студентов-инвалидов используются технологии личностно-ориентированного обучения, позволяющие учесть особенности физического и умственного развития обучающихся. На лекционных и практических занятиях широко применяются компьютерные технологии, презентации, ресурсы Интернета. Созданы специальные сайты по работе с электронной библиотекой и общению на форуме с преподавателями. Систематически проводятся on-line консультации. Для обучения студентов-заочников применяется дистанционное образование. Так, в Краснодарском государственном университете культуры и искусств обучается специализированная группа студентов-инвалидов по программе высшего профессионального образования «Дизайн».
Постоянно проводятся индивидуальные консультации и выдаются индивидуальные задания студентам-инвалидам. Поэтому студенты-инвалиды успешно осваивают учебный материал по программам высшего профессионального образования, обучаясь в общих группах.
В Новороссийском колледже строительства и экономики разработана и внедрена в учебный процесс модель дистанционного обучения по специальностям среднего профессионального образования. В 4-х специализированных группах обучается 27 студентов-инвалидов по специальностям «Прикладная информатика», «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», «Экономика и бухгалтерский учет», «Правоведение». Приобретено специальное оборудование, созданы условия для безбарьерного получения образования: оборудованы пандусы, учебная аудитория, в которой предусмотрены необходимые габариты рабочего места, размеры входных и внутренних дверей, специализированный санитарный узел.
Используются технологии образования, позволяющие студенту-инвалиду обучаться дома, в частности, технология электронного обучения. Электронные учебно-методические комплексы разработаны по всем направлениям профессионального обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования.
14. Цели и задачи начального и среднего интегрированного (инклюзивного) профессионального образования
Основная цель инклюзивного образования в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования - предоставление возможности студенту-инвалиду быть вовлеченным в общий процесс обучения и воспитания, что позволит молодому человеку получить специальность, стать равноправным членом общества.
В связи с этим в образовательных учреждениях ведется подготовка педагогических кадров для работы в рамках инклюзивного (интегрированного) образования, создаются центры по оказанию образовательных, социально-психологических, правовых, медицинских услуг.
Так, в 2007 году в Новороссийском колледже строительства и экономики в рамках реализации краевой целевой программы социальной поддержки и реабилитационной помощи инвалидам в Краснодарском крае на 2006-2008 годы разработана и внедрена в учебный процесс модель дистанционного обучения по специальностям среднего профессионального образования.
15. Планируется ли обучение координаторов инклюзивного образования, а также всех категорий педагогических и медицинских работников и в какой форме?
В 2010-2011 учебном году в Славянском-на-Кубани государственном педагогическом институте планируется обучение педагогических работников – будущих координаторов инклюзивного образования, которое включено в систему повышения квалификации и переподготовки кадров. Обучение будет проводиться в очной форме.
В Кубанском государственном университете реализуются следующие программы:
- «Психолого-педагогическое сопровождение интегрированного (инклюзивного) образования»;
- «Психолого-педагогическое сопровождение интеграции в социум лиц с ограниченными возможностями здоровья»;
- «Организация дистанционного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»;
- «Менеджмент в системе специального образования»;
-«Медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными  возможностями здоровья».
Краснодарским краевым институтом дополнительного профессионального педагогического образования в 2010-2011 году предусмотрена курсовая подготовка и переподготовка педагогических работников. Это будут курсы повышения квалификации для учителей специальных и коррекционных классов по программам:
- «Содержание и современные педагогические технологии обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы» (05.04.-15.04.2010);
- «Совершенствование системы психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в условиях модернизации образования».
16. Изменится ли нормативно - подушевое финансирование детей с ограниченными возможностями здоровья?
С 1 января 2010 года размер нормативов подушевого финансирования расходов на одного учащегося не изменится и составит в городских общеобразовательных учреждениях 16126,0 руб., сельских общеобразовательных учреждениях 24334,0 руб. и сельских малокомплектных школах 61969,0 руб.
17. Как в рамках НСОТ осуществить оплату труда учителям, работающим в классах, в которых учатся дети с ограниченными возможностями здоровья?
В муниципальных общеобразовательных учреждениях для специальных (коррекционных) классов установлены поправочные коэффициенты к нормативам подушевого финансирования общеобразовательных учреждений:
- по городским учреждениям – начальные общеобразовательные школы
К = 2,077; основные общеобразовательные школы – К =2,39; средние общеобразовательные школы и гимназии К = 1,76;
- по сельским общеобразовательным учреждениям: начальные общеобразовательные школы К = 1,88; основные общеобразовательные школы – К = 2,41; средние общеобразовательные школы и гимназии К = 1,76;
- по сельским условно-малокомплектным школам: начальные общеобразовательные школы К= 1,81; основные общеобразовательные школы – К = 2,41; средние общеобразовательные школы К = 1,76.
Стоимость педагогической услуги в коррекционных классах увеличивается на коэффициент 2,2, учитывающий нормативное снижение наполняемости в этих классах (в среднем в 2 раза) и повышение заработной платы педагогических работников на 20 %.
Оплата труда работников государственных образовательных учреждений и государственных учреждений образования Краснодарского края осуществляется на основании Положения об отраслевой системе оплаты труда, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 ноября 2008 года № 1258.

Hosted by uCoz